Неточные совпадения
Корею,
в политическом отношении, можно было бы назвать самостоятельным государством; она управляется своим государем, имеет свои постановления, свой язык; но государи ее, достоинством равные степени королей, утверждаются на престоле китайским богдыханом. Этим утверждением только и выражается
зависимость Кореи
от Китая, да разве еще тем, что из Кореи ездят до двухсот
человек ежегодно
в Китай поздравить богдыхана с Новым годом. Это похоже на
зависимость отделенного сына, живущего своим домом,
от дома отца.
Я много раз писал о том, что структура человеческого сознания не может быть понята статически, что она меняется, суживается или расширяется, и
в зависимости от этого
человеку раскрываются разные миры.
Можно установить четыре периода
в отношении
человека к космосу: 1) погружение
человека в космическую жизнь,
зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности,
человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение
от власти космических сил,
от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии
в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка
в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности,
в отличие
от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы
человека над природой и рабство
человека у собственных открытий.
Человек был поставлен
в зависимость от внешней общественности.
Была и еще одна причина
в том же роде: мать Сторешникова, конечно, станет противиться женитьбе — мать
в этом случае представительница света, — а Сторешников до сих пор трусил матери и, конечно, тяготился своею
зависимостью от нее. Для
людей бесхарактерных очень завлекательна мысль: «я не боюсь; у меня есть характер».
— Вот здесь я деловой
человек, — объяснил Стабровский, показывая Луковникову свой кабинет. — Именно таким вы меня знали до сих пор. Сюда ко мне приходят
люди, которые зависят
от меня и которые завидуют мне, а вот я вам покажу другую половину дома, где я самый маленький
человек и сам нахожусь
в зависимости от всех.
Мои взгляды на поверхности могли меняться, главным образом
в зависимости от моих иногда слишком острых и страстных реакций на то, что
в данный момент господствовало, но я всю жизнь был защитником свободы духа и высшего достоинства
человека.
Таинства древних религий были только природны,
в них сказывалась
зависимость человека от природы.
Возьмите самые простые сельскохозяйственные задачи, предстоящие культурному
человеку, решившемуся посвятить себя деревне, каковы, например: способы пользоваться землею, расчеты с рабочими, степень личного участия
в прибылях, привлечение к этим прибылям батрака и т. п. — разве все это не находится
в самой несносной
зависимости от каких-то волшебных веяний, сущность которых даже не для всякого понятна?
В ответ на это тотчас же получил пакет на имя одного директора департамента с коротенькой запиской
от князя,
в которой пояснено было, что
человек, к которому он пишет, готов будет сделать для него все, что только будет
в его
зависимости.
Полагая жизнь свою
в делах плотских,
человек делает те дела, которые всегда находятся
в зависимости от пространственных и временных, вне его находящихся причин.
Учреждены паспорты. Все, отлучающиеся
от места жительства, обязаны брать их и платить за это пошлины. Вдруг
в разных местах являются
люди, которые говорят, что брать паспорты не нужно, что не следует признавать свою
зависимость от государства, живущего насилием, и
люди эти не берут паспортов и не платят за них пошлину. И опять ничем нельзя заставить этих
людей исполнять требуемое. Их запирают
в остроги и опять выпускают, и
люди живут без паспортов.
Нужда, бедность, жизнь из милости
в чужих
людях, полная
зависимость от чужих
людей — тяжелы всякому; но для девушки, стоявшей
в обществе так высоко, жившей
в таком довольстве, гордой по природе, избалованной общим искательством и ласкательством, для девушки, которая испытала всю страшную тяжесть
зависимости и потом всю прелесть власти, — такой переход должен был казаться невыносимым.
Наша жажда видных и громких общественных положений показывает великое несовершеннолетие наше, отчасти неуважение к самому себе, которые приводят
человека в зависимость от внешней обстановки.
Очевидно было, что устранение моих денег из первоначального их помещения не прошло ему даром и что
в его жизнь проникло новое начало, дотоле совершенно ей чуждое. Это начало — всегдашнее, никогда не оставляющее,
человека, совершившего рискованное предприятие по присвоению чужой собственности, опасение, что вот-вот сейчас все кончится, соединенное с чувством унизительнейшей
зависимости вот
от этого самого Гаврюшки, который
в эту минуту
в такой нахальной позе стоял перед ним.
За два, три мятежных года Яков не заметил ничего особенно опасного на фабрике, но речи Мирона, тревожные вздохи дяди Алексея, газеты, которые Артамонов младший не любил читать, но которые с навязчивой услужливостью и нескрываемой, злорадной угрозой рассказывали о рабочем движении, печатали речи представителей рабочих
в Думе, — всё это внушало Якову чувство вражды к
людям фабрики, обидное чувство
зависимости от них.
Это был жалкий обломок, какая-то кучка случайных существований. Землей выселковцы не занимались. «Родитель», как уже сказано, был кровельщик, один из домовладельцев портняжил, другой — шил сапоги, большинство отдавали «дачи» под летние помещения или содержали нахлебников-студентов, находясь, таким образом,
в зависимости от чужих, «пришлых»
людей; некоторые работали на ближней фабрике. Было и несколько темных субъектов — более или менее предосудительных профессий.
В наше время уже всякий понимает, что абсолютная свобода воли для
человека не существует, и что он, как все предметы природы, находится
в зависимости от её вечных законов.
— Как вам, сударь, сказать, это все
в зависимости от самого
человека.
И вот, как результат такого положения дел, — полная
зависимость людей от медицины, без которой они не будут
в состоянии сделать ни шагу.
Есть две веры: вера доверия тому, что говорят
люди, — это вера
в человека или
в людей, и таких вер много различных, и вера
в свою
зависимость от того, кто послал меня
в мир. Это вера
в бога, и такая вера одна для всех
людей.
Вредно распространение между
людьми мыслей о том, что наша жизнь есть произведение вещественных сил и находится
в зависимости от этих сил. Но когда такие ложные мысли называются науками и выдаются за святую мудрость человечества, то вред, производимый таким учением, ужасен.
Впадение
в магизм как раз и явилось тем грехом, которым создалась эта
зависимость человека от хозяйства, и она не может быть преодолена силами того же магизма
в его собственной плоскости.
Личность не порождается родовым космическим процессом, не рождается
от отца и матери, она происходит
от Бога, является из другого мира; она свидетельствует о том, что
человек есть точка пересечения двух миров, что
в нем происходит борьба духа и природы, свободы и необходимости, независимости и
зависимости.
Человек находится
в дурной рабьей
зависимости от общества, и он сам создает эту
зависимость, гипостазируя общество, создавая о нем мифы.
Маркс был глубоко прав, когда отрицал их и когда ставил устроение общества
в зависимость от активности
человека.
Но
зависимость познания
от социальных отношений
людей в более глубоком смысле есть
зависимость от духовного состояния
людей.
Человек, коллективный
человек борется против порабощающей его и угрожающей ему стихийной природы, гуманизирует окружающую его природную среду, создает орудия борьбы, которые стоят между нами и природой, переходит
в роковую действительность техники, цивилизации, разума,
от которых ставит
в зависимость свою судьбу.
Познание находится
в глубокой
зависимости от ступеней общности
людей.
Когда
человек сознал себя свободным и творческим духом, он тем самым поставил разрешение трагических конфликтов жизни
в зависимость от своей свободы и своего творчества, а не
от отвлеченного принятия однообразного, общеобязательного закона.
Антропология неизбежно ставит
человека между Богом и природой или между культурой и природой, и
в зависимости от того, как она определяет эти соотношения, слагаются ее типы.
Согласно классической протестантской антропологии грехопадение совершенно извратило и уничтожило человеческую природу, помрачило разум
человека, лишило его свободы и поставило всю его жизнь
в зависимость от благодати.
Свободу
человека оно ставит
в зависимость от благодатного перерождения другого
человека, власти, всего общества.
Боль, страдание, смерть более страшны или менее страшны
человеку в зависимости от духовного состояния,
в котором он находится.
Конец зависит и
от человека, и он будет тем или иным
в зависимости от действий
человека.
Человек не свободен, если он есть лишь явление Бога, лишь частица Божества, и
человек не свободен, если он наделен свободой Богом-Творцом и ничего божественного
в себе не заключает, и он не свободен, если зло проистекает
от злого бога,
от материи,
в зависимость от которой он попадает.
Из самолюбия
человек дружит с одними
людьми и враждует с другими и определяет их реальность и удельный вес
в зависимости от того, компенсируют ли эти
люди его самолюбие или причиняют ему боль.
Самое непонятное
в понятии тварности есть то, что при его помощи хотят
человека отделить пропастью
от Творца и вместе с тем признать его ничтожным и целиком поставить
в зависимость от Творца.
Общее было
в то время, обоих сильно и глубоко мучившее, — «чувство
зависимости», —
зависимости «души»
человека от сил, стоящих выше его, — среды, наследственности, физиологии, возраста; ощущение непрочности всего, к чему приходишь «разумом», мыслью.
Марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма о полной
зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе,
в котором
человек не будет уже зависеть
от экономики, о мощи и победе
человека над иррациональными силами природы и общества.
Мы видим, что то, что происходит
в растении и животном, то происходит точно так же и
в человеке, говорят они, а потому мы заключаем, что всё то, что происходит
в человеке, и объяснится нам из того, что происходит
в самом простом, видимом нам и подлежащем нашим опытам мертвом веществе, — тем более, что все особенности деятельности
человека находятся
в постоянной
зависимости от сил, действующих
в веществе.
Отношения между духовностью и социальной жизнью могут быть определены
в такой форме:
зависимость духовности
от социальной среды есть всегда ее извращение и искажение, есть всегда рабство духа и символическая ложь, истина же, правда, справедливость, свобода есть результат активного действия духа на социальную среду и социальные отношения
людей.
Именно
в духе
человек свободен, не чувствует
зависимости не только
от детерминации природной и социальной, но и
от детерминации логического универсализма, т. е.
от детерминации природного, социального и логического, родового бытия.
В прошлом духовность была затемнена или влияниями натуралистическими, или влияниями социальными,
зависимостью человека от природной или социальной среды.
Падение
человека и последовавшая за ним утеря царственной свободы и погружение
в низшие сферы необходимости лишили
человека его места
в природе и поставили его
в рабскую
зависимость от низших сфер природной иерархии.
То как бы ниже, то как бы выше себя пытался философствовать
человек —
в зависимости от того, какие частные свои состояния и силы он клал
в основу философствования.
Теперь очень многим, особенно из
людей, не знающих истории церкви, кажется, что лучше всего держать духовенство
в зависимости от воли прихода, и это действительно не противоречит древней церковной практике и имеет свои хорошие стороны, но имеет и дурные.
История рассматривает проявления свободы
человека в связи с внешним миром во времени и
в зависимости от причин, т. е. определяет эту свободу законами разума, и потому история только на столько есть наука, на сколько эта свобода определена этими законами.
Итак, представление наше о свободе и необходимости постепенно уменьшается и увеличивается, смотря по большей или меньшей связи с внешним миром, по бòльшему или меньшему отдалению времени и бòльшей или меньшей
зависимости от причин,
в которых мы рассматриваем явление жизни
человека.
Но
от этого природного факта не должны стоять
в зависимости наши нравственные суждения и наши представления о духовном образе
человека.